История меха

История меxа

Самый древний и самый традиционный материал в истории одежды - мех. Его носили еще первобытные люди. Сегодня он стал не просто символом роскоши и богатства, общественного статуса и процветания. Отныне он так же подвержен всем модным тенденциям и веяниям, как и все, что нас окружает. От сезона к сезону меняется не только мода на виды мехов, но и мода на способы их обработки, окраски, набойки и сочетания друг с другом. Из меха сегодня делается абсолютно все - сумочки и обувь, предметы интерьера и записные книжки. Поэтому меховая мода требует к себе очень пристального внимания.

Средневековье

В эпоху Средневековья мех был важной частью костюма. Леса Европы кишели зверьем - поймать куницу, лису, бобра или соболя не представляло никакого труда. Высшие сословия носили куницу и горностая. Средний класс - мех бобра, выдры, зайца и лисы. Тогда же стали использовать мех северной белки. Из шкурок собирали большие пластины и в таком виде продавали. А портные работали с этими пластинами, как с обычной тканью. Спрос на мех был колоссальный. Например, Изабелла Баварская на подкладки своих нарядов использовала более пятнадцати тысяч шкурок. Меховой промысел и торговля представляли собой четко отлаженную систему.

XX век

ХХ век совершил революцию, сделал рывок в налаживании мехового производства. Пушной зверь к началу ХХ века в лесах становился редок, и в меховой торговле назревал кризис. Он был удачно разрешен, когда в Северной Америке началось промышленное разведение пушного зверя. С появлением этой отрасли промышленности мех стал едва ли не общедоступен. Прежде цена соболя определялась не только красотой и прочностью его шкуры, но и трудностями охоты за ним. Заячий мех непрочен и недолговечен, но и зайца еще надо было изловить. Поэтому отношение к меху было более бережным. Меховые изделия перешивались, перелицовывались, но донашивались дотла. В Петербурге на Александровском рынке, ныне не существующем, продавался ношеный меховой товар любой цены и качества.

ХХ век, в сущности, профанировал ценность меха или как минимум отнял у него часть этой ценности. Условия жизни в европейских городах стали значительно более комфортными, и одна из существенных функций меха – согревающая – перестала быть столь необходимой. Появилась возможность диктовать моду на использование определенных мехов, потому что можно было регулировать его “производство”. Так же, как до этого поступали только ткацкие фабрики, фирмы-производители мехов взяли в свои руки определение моды на мех. Многие страны, прежде бывшие традиционными продавцами промысловой пушнины, к середине ХХ века были поставлены в такое новое для них положение, когда они не всегда могли справиться с конкуренцией. В их числе оказалась и Россия. Новые веяния, новые рыночные процессы для России оказались весьма ощутимы. Привыкшая к своему прочному положению на рынке мехов, Россия не была готова к появлению на мировом рынке огромного количества дешевых мехов промышленного производства. Первые зверофермы в России стали появляться до войны. Но сама идея этих ферм и помощь специалистов при их образовании были американскими и канадскими. Пережив кризис середины века и, позднее, кризис 1990-х годов, сейчас российские фермы как будто бы настроены возрождаться.

В ХХ веке дорогие меха остались дорогими, но теперь на цену изделия влияли прежде всего брэнд или марка фирмы-изготовителя и модное направление. Второе не менее важно, чем первое. Шуба от Фенди из коллекции последнего сезона, даже если она сшита из кроличьего меха, не сравнится в цене с немодным и неизвестно кем сшитым жакетом из куницы. Очень богатый человек в наше время может носить дешевый мех, цена и престиж мехового изделия уже не столько зависят от качества меха, сколько от привлекательности модного брэнда.

XXI век

Двадцать первый век, с его научными открытиями и высокими технологиями изменил мех до неузнаваемости. И сегодня мы относимся даже к самым дорогим мехам без священного трепета, почти как к обычной ткани. В наши дни для меха нет никаких ограничений - его носят и как вечернюю одежду, и как спортивную, сочетают и с традиционными натуральными тканями, и с синтетическими материалами. И все это благодаря безостановочному изучению меха и изобретению новых технологий его обработки. Стрижка, выщипывание, выжигание кислотой, закручивание, новые способы соединения и сшивания, инкрустация и вышивка. Все это приводит к тому, что мех все больше и больше становится похож на различные ткани, используется в самых неожиданных ситуациях вплоть до мебели и предметов интерьера. Новые технологии позволяют не только менять фактуру и структуру меха, облегчать и смягчать его, но и меняют сам подход к конструированию одежды, изменяют формы и объемы меховых вещей.